Пражская «Pritomnost» от 19 октября 1935 года: «В Райхенбергской области люди истощены от голода... Повсюду можно увидеть призрачные голодные лица.» (Присоединение Судетской области, 1938 г., изд. Друффель). Из доклада чешского проф. гос.права др. Трауба, опубликованного в ноябре 1935 года в пражской «Новой утренней почте»: «Целые округа лишены экономической основы. Мы посещали места, где 75% взрослого населения не имеют никаких доходов. Безработные со слезами показывали нам последнюю рваную рубаху. Другие рассказывали, что вот уже 3 дня у них во рту не было ни крошки хлеба». Генерал-полковник Хайнц Гудериан писал: «Судетским немцам пришлось вынести страшные, бесконечные лишения... Мы немедленно развернули походные кухни для питания бедных, измученных людей. Это продолжалось до тех пор, пока не заработали социальные организации помощи.»
В момент основания искусственного многонационального государства словацкому народу гарантировали («Питтсбургский договор»), что не позднее чем через 10 лет он сам сможет определить свою дальнейшую судьбу.
Ещё в 1918 г. словаки, судетские немцы и карпатские украинцы требовали предоставления им независимости. Польша требовала Ольсенскую область; Венгрия также выдвигала территориальные требования.
После того как судетские немцы вышли из чехословацкого государственного объединения, чехи продолжали угнетать другие меньшинства, и тогда в 1939 г. словацкий Ландтаг, в соответствии с «Питтсбургеким договором», объявил о независимости Словакии и выходе из чешского государственного объединения. Так распалось чехословацкое государство. Другие меньшинства также покинули это исскуственное образование. Глава Словакии др. Тизо принял защиту немецкого Рейха. Тем временем британский премьер Чемберлен объявил о прекращении существования Чехословакии. Теперь также и чешский президент Гаха поехал в Берлин к Гитлеру и заявил, что отныне судьба чехов находится в руках фюрера и он верит, что фюрер хорошо позаботится о них. На рассвете 15 марта 1939 года немецкие войска вступили на старую имперскую землю Богемии и Моравии. Ещё 26 мая 1938 года польский дипломат Гжибовский заявил своему французскому коллеге Кулондру:
«Пытаться спасти Чехословакию - это безумная идея. Рано или поздно она рухнет как карточный домик». (Р. Кулондр «Из Москвы в Берлин», 1936 -1939).
Йозеф А. Кофлер
Нечестная игра с Германией
|