Просмотр полной версии : 49,,,Переселение немцев на Кубань
Село стало быстро благоустаиваться. Немецкаяаккуратность и трудолюбие вызывали всеобщее уважение и восхищение. Домастроились на каменных фундаментах с высоким цоколем, крыши былидвускатные, крытые черепицей. Потолки в домах были высокие,оштукатуренные, окна узкие и высокие. Полы деревянные, доски для полаперед настилом обрабатывали известью и под пол насыпали слй известковойпыли, так не заводились грызуны и гниль. Улицы были широкими,вымощенными камнем, имели тротуары. Камнем был вымощен и берег рекиДжиги. Разводились сады, закладывались виноградники, активно заводилсяплеменной скот. Развитию торговли способствовало выгодноегеографическое положение села на перекрестке торговых путей. В селепоявились предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции:мельница, маслобойня, сыроварня, винодельни.
освобождались от каких-либо податей,повинностей, им гарантировалась свобода вероисповедания. Селились они,главным образом, по реке Кубани. Поселения их "устроены хорошо, чисто иаккуратно. Немцы хорошие хозяева, занимаются хлебопашеством и ведутусовершенствованную обработку земли: имеются жатки, паровые молотилки исеялки. Кроме земледелия занимаются скотоводством, коневодством,разведением овец, садоводством, виноградарством и табаководством. Ихремесленные изделия настолько хороши, что окружающее население быстроиз раскупает". В районе Анапы ими было основано поселениеМихаэльсфельд. В 1896 году, когда Военный совет переименовал село вДжигинское, в нем проживало 1021 человек.
Переселение немцев на Кубань
Одной из экономических мер правительства было"привлечение в край немцев, как представителей культуры". В 50-е годы20 века они стали переселяться на Кубань. Их устраивали плодородныеземли и льготы, предоставляемые правительством. Привлекая в крайиностранных переселенцев, правительство полагало, что их опыт будетслужить примером рациональной хозяйственной деятельности длячерноморских казаков. Колонисты
МИХАЭЛЬСФЕЛЬД/ MICHAELSFELD
МИХАЭЛЬСФЕЛЬД/MICHAELSFELD (Джигинское), до 1917 - Кубанская обл., Темрюкский/Таманский окр.; Михаэльсфельдская (Джигинская) вол.; в сов. период - Краснодарский край, Анапский/Варениковский/Крымский р-н. Лют.село на собств. земле, осн. в 1868. На р. Джига, в 130 км к зап. отКраснодара. Назв. по имени бывш. землевладельца М. Бабича. Основатели из Бессарабской и Таврической губ. Лют.приходЕкатеринодар. Церковь(1898). Земли 4473 дес. (1918). Сельсовет(1926).Место рожд. лют.пастора Т. Фелера (1895-1938). Жит.: 681(1894), 852/748нем. (1897),740 (1905), 1402 (1911), 768 (1914), 1012(1918), 1439/1181нем. (1926).
В эту же ночьпарни под окнами своих невест оставляли букеты цветов или у домапонравившейся девушки устанавливали шест, обкрученный цветами изелеными ветками. В литературе, да и в быту сформировался стереотип вовзгляде на немцев как на людей флегматичных и несколько чопорных. Отом, что это далеко не так, свидетельствуют шутки и озорство, которыепозволялись молодежи во время весенних праздников. Ночью парни,например, могли соломой посыпать «дорогу» между домами юноши и девушки,симпатизирующих друг другу. Некоторые хозяева утром обнаруживали напороге своего дома огромную бочку с водой, напрочь перекрывающую выходиз жилища. Бричка злого или скандального человека могла оказаться накрыше дома или сарая... Конечно, это далеко не все, что можнорассказать о традиционной культуре немцев Кубани. Очень интересныпесни, танцы, приметы, верования. Тема эта ждет своего исследования.
Своеобразием было отмечено и празднование Пасхи. Так, перед праздником в каждом доме в горшочках высевали ячмень, реже пшеницу, с таким расчетом, чтобы он вырос к Пасхе сантиметров на двадцать. Во всходы прятали крашеное яичко или конфету, и называлось все это «пасхальное гнездышко». Делали его для детей, которые и должны были отыскать «гнездышко». Из других пасхальных игр и развлечений можно назвать качели, игры с пасхальными яйцами и т. п.
Накануне Троицы парни и девушки отправлялись в лес за зеленью, которой украшали кирху и которую «сажали» у себя во дворе. Ночью под Троицу молодежь устанавливала в центре селения специальный «столб» из трех бревен высотой свыше десяти метров, на его вершину водружалось красное полотнище.
Колокольным звоном также провожали старый и встречали Новый год. Обязательным участником новогоднего праздника являлся ряженый персонаж, похожий на Деда Мороза. Он ходил с кнутом для устрашения непослушных детей и с мешком подарков — для послушных. Как и везде, девушки в это время гадали о суженом. Гадания были разными, некоторые, несмотря на сходство со славянскими, имели и особенности. Например, девушка ловила петуха, несла его в сарай, где ставила перед ним зерно и воду, и смотрела: если петух заснет, то жених (муж) будет ленивый; если начнет пить воду, значит, суженый —пьяница; а если станет клевать зерно — обжора.
Естественно, что традиционная культура немцев-колонистов не была однородна. Она варьировала в зависимости от принадлежности к той или иной этнокон-фессиональной группе, оказывали влияние и другие факторы. Наши информаторы из Джигинки, например, подчеркивали, что у них в календаре много общего с русскими. Действительно, общее прослеживается, однако сохранились и свои традиции.
Торжественно и, пожалуй, чинно немцы отмечали Рождество. Накануне вечером звонили вначале в маленький, затем в большой колокол и наконец в оба одновременно. Все жители шли в кирху, где стояла елка, а под ней была изображена «ясельная сцена с Христом» (когда новорожденного Иисуса спрятали в яслях). После службы и коллективного песнопения расходились по домам и садились за праздничный стол. Обычными блюдами по такому случаю были жареное мясо, гусь, иногда пекли тонкий пирог и фигурное печенье в виде колец и птичек. В каждом доме стояла ветка, обклеенная разноцветной бумагой.
Интересные сведения о календарных праздниках и обрядах кубанских немцев мы находим в очерках Н. И. Кириченко, служившего в 90-х годах прошлого века учителем в Эйгенфельдской волости. От внимания исследователя не ускользнул и древний обряд установления так называемого «майского дерева», символизирующий встречу весны. Некоторые факты из народной медицины немцев содержатся в статье К. Живило. Как и у других народов, у них сохранялись и рациональные, и иррациональные способы лечения. Например, при воспалении глаз у ребенка ему закапывали грудное молоко, а при лечении «бласа» (судорожное сжатие челюстей) использовали жженое павлинье перо или косточку из головы свиньи, по форме похожую на зуб.
Важное место занимали общественные формы досуга. По крупным праздникам вся община собиралась в кирхе — церкви, где после службы устраивались хоровые песнопения. Особое внимание у немцев уделялось воспитанию детей и молодежи. Девочек с трех-четырех лет приучали к ведению домашнего хозяйства, мальчиков знакомили с земледельческим трудом и военным искусством. Молодежи позволялось быть в компании только по праздникам и в выходные дни. В случае взаимной симпатии юноша и девушка два-три года до свадьбы встречались только в доме родителей невесты. Девушкам легкого поведения в знак порицания мазали ворота дегтем или нефтью.
В 60—70-е годы многие немецкие семьи возвратились на Кубань. По данным переписи 1979 года, в Краснодарском крае — в Абинском, Анапском, Кавказском, Крымском, Новокубанском, Курганинском, Тбилисском, Темрюкском, Усть-Лабинском и других районах — проживало 24 237 немцев, в 1989 году —32 213. Однако в последнее время наметился их резкий отток в Германию.
... В прошлом, как свидетельствуют источники и наши полевые материалы, каждая немецкая колония представляла собой самостоятельную общину с общественным управлением и постройками: школа, кирха, амбары для зерна и т. п. В первый день нового года староста, управляющий колонией, и учитель отчитывались о прошедшем периоде перед жителями, сообщая, сколько поступило денег, как они израсходованы, каков прирост населения и прочее.
В 1934 году был создан Штейнгартовский район с центром в станице Шкуринской в составе пяти сельсоветов, существовали и немецкие колхозы. Во время Великой Отечественной войны кубанские немцы были насильственно переселены в Казахстан, в результате их численность резко сократилась (до 4754 человек в 1959 году). Надо отметить, что это не первая в истории репрессивная мера к представителям данного этноса: еще в 1893 году Военный совет переименовал немецкие колонии Кубанской области в селения с русскими названиями: Михельсталь (Михаэльсталь)—в Воронцовское, Розенфельд — в Шереметевское, Михаэльфельд — в Джигинское и т. д. В период первой мировой войны был издан закон о ликвидации немецкого землевладения в России. Но несмотря на это, между славянским населением Кубани и немцами, как отмечают очевидцы, сохранялись дружеские и уважительные отношения.
Во дворе, под навесом — косилки, молотилки, жатки и всякий прочий инвентарь, что совсем не заметно ни в крестьянской Сонино, ни в казачьей Староминской. Еще подъезжая к колонке, впервые в жизни вижу такой способ посадки хлеба: жито растет не сплошь, а рядами, и между рядов свободный проход, четверти в две шириной,— оказывается, для того, чтобы по этим коридорам можно было ходить и выпалывать сорные травы. Сурепа в хлебу — этого колонисты не знают. Или бакши, огороды — молодые побеги покрыты сверху легким слоем прелой соломы. «Это они делают для того, чтобы подольше удержать сырость, влагу,— объясняет кучер.— Это очень хорошо от засухи помогает...» Начиная с 70-х годов XIX века на Кубани постоянно наблюдается интенсивный рост численности немцев. Если в 1871 году их проживало 1913 человек, то в 1884 году — уже 10 142.
Колонисты занимались хлебопашеством и огородничеством: выращивали картофель, свеклу, табак, лен. Почти при каждом доме были сад и виноградник. Значительную прослойку у немцев составляли ремесленники. Как правило, немецкие колонии достаточно быстро достигали экономического благополучия и, как свидетельствуют источники, производили на современников «приятное впечатление своим опрятным и веселящим видом». Вот какой, например, представала взору путешественника колония Ольгенфельд Староминского района в 1925 году: «Еще издали виднеются красные крыши... Большие, кирпичные, совсем городские дома. Большие, как в городе, окна. Дома крыты железом, не ржавым, а свежепокрашенным. Сытый уют выглядывает в окна: фикусы, герань, недешевые гардины.
В конце 60-х — начале 70-х годов XIX века на Кубань переселились три крупные группы немцев из Бессарабии, впоследствии образовавшие Эйгенфельдскую волость в районе станицы Тифлисской. Предпринимались попытки основать немецкие, в том числе смешанные с русскими, эстониами, греками, поселения и в Закубанье, однако для земледельцев эти районы оказались малоудобными и многие населенные пункты, придя в упадок, перестали существовать.
Если немцев Кубань привлекала прежде гсего дешевой и плодородной землей и независимым положением колоний, то в России давно оценили такие качества немецкого характера, как основательность, дисциплинированность, трудолюбие и умение рационально вести хозяйство.
Германская ветвь представлена в Краснодарском крае немцами (самоназвание дойче; наши информаторы называли себя также русскими немцами). Основная часть немцев Кубани — лютеране, но были и есть небольшие группы менонитов.
Немецкие поселения появляются здесь в середине прошлого века. В 1851 году неподалеку от Ейска, на Широкой балке, были отмежеваны земли «ребенсдорфским колонистам», и в следующем году построен поселок Михельсталь. В 1860 году близ Ейска возникла еще одна немецкая колония — Александровская.
Переселение немцев на Кубань
===> ********pohod.km.ru/kraeved/narods_ie.htm
**
**
**
**
**
**
**
**
**______**______**
**_____**_____**
**____**____**
**___**___**
**__**__**
**_**_**
**_**
**
***********.kubanarchive.ru/
Аль-экс-сий
24.08.2009, 02:46
кто-то что-то имеет о селеВеликокняжеском (кроме того, что я отписал в Trditio.ru) и о Рождественке (рядом с Невиномыском)?
лютеране, темплеры, адвентисты. Земли 2271 дес. Мол. животноводство,коневодство, виноградарство, садоводство. Три древопитомника. Мех. ичугунолит. з-ды Тиссенов, 3 склада с.-х. машин и инвентаря (И.Панкратц, Я. Герцен), 2 лесопильни, сыроварня, маслобойня, кирп. з-д, 4мельницы, кузница, мастерские: столярные - 9, сапожные - 5,сковородная, замочная, по ремонту двигателей. Больница, аптека,кредит.-вспомогат. касса, потребит. тов-во, контора сиротскогокапитала. Средн. школа (1915), муз. зал. Собрание представителей немцеви меннонитов Сев. Кавказа (18-19.6.1917). Создание Союза рос. гр-н Сев.Кавказа нем. нац-ти (1918). Сельсовет (1926). К-з "Ленинфельд".Индустр.-земледельч. техникум. Место рожд. литератора А. Грюгер(1918-1987). Жит.: 544 (1889), 737 (1894), 1030/847 нем. (1897), 1280(1911), 1185 (1914), 509 (1918), 1338/1162 нем. (1926).
ВЕЛИКОКНЯЖЕСКОЕ * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * * * * * *ВЕЛИКОКНЯЖЕСКОЕ (Вольдемфюрст/Wohldemfьrst; также Обердорф/Oberdorf),до 1917 - Кубанская обл., Баталпашинский окр., Великокняжеская вол.; всов. период - Орджоникидзевский край, Либкнехтовский(центр)/Невинномысский р-н. Братско-менн. село, осн. в 1863. На лев.берегу Кубани, в 50 км к югу от Ставрополя. Назв. в честь вел. князяМихаила Павловича, наместника Кавказа (нем. "wohl dem Fьrst" -"блага князю"); "Обердорф" - "верхнее село" (находилось на возвышениинад кол. Александродар). Основатели из молочанской кол. Гнаденталь.Молельн. дом (1878). Часть жит. -
ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ ВОЛОСТЬ * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * * * * * *ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ ВОЛОСТЬ/AMTSBEZIRK WELIKOKNJASHESKOJE, Кубанская обл.,Баталпашинский окр. На лев. берегу Кубани, к югу от Ставрополя.Включала нем. села: Александродар, Великокняжеское, Гогенфельд. Центр -с. Великокняжеское. Жит.: 2622 (1914).
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * * * * * *РОЖДЕСТВЕНСКОЕ (Фирстендорф/Fьrstendorf), до 1917 - Кубанская обл.,Баталпашинский окр., Рождественская вол.; в сов. период -Орджоникидзевский край, Либкнехтовский/Невинномысский р-н. Кат. село,осн. в 1864. В 3 верст. к юго-зап. от ж.-д. ст. Невинномысская.Основатели из кол. Семеновское. Кат. приход (1884). Церковь. Сельсовет(1926). Жит.: 1091 (1894), 1296/1086 нем. (1897), 1924 (1914), 1598(1918), 2210/1851 нем. (1926).
Оксана Пфм
24.08.2009, 07:20
А мои предки оказывается тоже не сразу попали в Казахстан. Первое их место пребывания была Кубань.
Аль-экс-сий
25.08.2009, 09:53
А что за колония Семёновское?
********traditio.ru/wiki/Рождественское_(село)
Виктор Пэтка
08.12.2009, 06:15
Собранную мной информацию из старых русских дореволюционных *газет, журналов, сборников и книг о колонии «Кубань» (села Вольдемфюрст-Великокняжеское и Александрфельд- Александродар), где проживали мои предки по линии Штоббе-Stobbe, а это 60 стр. текста, можно прочитать на страницах интернета: *********chortiza.heim.at/Dok/Kuban.pdf. А приложения в виде карт и фотографий на странице: ********chortiza.heim.at/Dok/KubanF.pdf
Лиля Дку
20.12.2009, 04:35
Ищу Кауц Вильгельмины детей
Кауц Вильгельмина Мартиновна была замужем за Брунш Фердинанда и они в 1875 году с Бессарабии пошли на Северный Кавказ также её отец Кауц Мартин со второй женой 6 детей в этот же год пошли на Северный Кавказ их дети, Юстина,Михаел,Лоуиза,Доротея и Карл. Кауц Карл в 1894 году холостым уехал в Америку . Кому что нибудь известно по этой семье буду очень рада если кто ответит
Родной брат Кауц Мартина, Кауц Михаел в 1875 году со второй женой и 9 детей пошёл на Северный Кавказ Александрфельд (Леоновка) -Краснодарский Край Ванновский р-он село Леоновка 1 дочь Каролина была от первого брака а остальные дети от второго Самуель,Юлиана,Людвиг,Вильгельмина,Фридрих,Сузанна ,Мария,Христина у кого есть в роду эти Имена прошу окликнутся
Лиля Дкун
20.12.2009, 04:35
Ищу Кауц Вильгельмины детей
Кауц Вильгельмина Мартиновна была замужем за Брунш Фердинанда и они в 1875 году с Бессарабии пошли на Северный Кавказ также её отец Кауц Мартин со второй женой 6 детей в этот же год пошли на Северный Кавказ их дети, Юстина,Михаел,Лоуиза,Доротея и Карл. Кауц Карл в 1894 году холостым уехал в Америку . Кому что нибудь известно по этой семье буду очень рада если кто ответит
Родной брат Кауц Мартина, Кауц Михаел в 1875 году со второй женой и 9 детей пошёл на Северный Кавказ Александрфельд (Леоновка) -Краснодарский Край Ванновский р-он село Леоновка 1 дочь Каролина была от первого брака а остальные дети от второго Самуель,Юлиана,Людвиг,Вильгельмина,Фридрих,Сузанна ,Мария,Христина у кого есть в роду эти Имена прошу окликнутся
Надя Снапак
12.07.2011, 15:56
Здравствуйте, Александр Рамбе! Если у Вас есть какая либо информация о немцах живших в пос. Джигинка, а именно с фамилией Кох, напишите пожалуйста. Мой отец до сих пор живёт там. В своё время их высылали в Казахстан. Зарание благодарю за информацию.
vBulletin® v3.8.7, Copyright ©2000-2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot