PDA

Просмотр полной версии : В ЭТОМ ГОДУ, 28 АВГУСТА,ИСПОЛНЯЕТСЯ 70 ЛЕТ ДЕПОРТАЦИИ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ. 1941 - ...


Светлана Чаун
05.02.2011, 13:44
В ЭТОМ ГОДУ, 28 АВГУСТА,ИСПОЛНЯЕТСЯ 70 ЛЕТ ДЕПОРТАЦИИ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ. 1941 - 2011.

Ol-ga
05.02.2011, 19:06
Светлана, эта дата для нас, потомков немцев Поволжья, знаменательная, трогающая наше сердце, вызывающая боль и множество рассказов и воспоминаний. Не будь этой депортации, судьбы, наверное, всех участников нашей группы были бы иными, чем они стали после этого насилия.
Вы открыли эту тему, и в нашей группе тот, кто открывает тему, пишет и первый пост. У Вас же, похоже, есть причина на открытие этой темы. Нам бы хотелось услышать эту причину, Ваше мнение для того, чтобы и другие смогли активно поучаствовать в Вашей теме.

Людмила Миммэ
06.02.2011, 19:34
Пока Светлана не написала свой первый пост, я продолжу тему небольшим отрывком из *газеты «Deutsch-Russische Zeitung» (№ 7, 2008 г.) – статья Леонида Строева под заголовком «Палач депортированных народов». *
«С июля 1941 года по декабрь 1944 года в Советском Союзе было репрессировано и депортировано 67 народов и национальностей. Людей хватали и, ограбив до нитки, везли в не приспособленных для длительного путешествия скотовозах в отдаленные края.
Депортацию проводили войска НКВД СССР. Их насчитывалось в эти годы больше 150 тысяч человек. Полностью укомплектованная солдатами и офицерами армия, ни дня не воевавшая на фронте. Тем не менее, наград и ценных подарков от партии и правительства она получила больше, чем любая другая из армий. По данным исследователей, каждый из переселенных народов потерял при транспортировке и устройстве на новом месте проживания до 30 процентов своей численности. От попавших в трудармию в живых осталось меньше половины…
Самым крупным контингентом из переселенных были российские немцы. От остальных депортированных народов российские немцы отличались зажиточностью, усиленной тягой к знаниям, исключительным трудолюбием и самым высоким процентом наград за доблестный труд на благо социализма.
Переселены были также чеченцы, калмыки, крымские татары, ингуши, балкарцы с кабардинцами, турки-месхетинцы, турки-османы и прочие.
Самым крошечным народом в этом позорном списке были убыхи. Маленькое племя, веками жившее в районе города-курорта Сочи, оно так надоело Сталину, большому любителю сочинского курорта, что он приказал чекистам присовокупить убыхов к врагам народа. Уже вскоре после депортации эта редкая народность прекратила свое существование.
Первым, кто приказал объявить эти народы вне закона, был сам «отец народов». План скоропалительно разработал заместитель Председателя Совнаркома СССР, куратор НКВД Лаврентий Берия. Осуществлял контроль по линии наркомата за проведением депортации нарком НКВД, комиссар госбезопасности первого ранга Меркулов. Четвертым, главным исполнителем депортации и всех тайных сталинских поручений, был первый заместитель наркома НКВД СССР, комиссар госбезопасности второго ранга Иван Александрович Серов. Выходец из крестьянской семьи, он сделал быструю и головокружительную карьеру в госбезопасности. Был сталинским любимчиком. Дослужился до звания генерала армии… Лишен в 1961 году звезды Героя Советского Союза за жестокости при проведении операции по депортации репрессированных народов».

Ульрих
06.02.2011, 23:36
ЛЮДОЧКА,СПАСИБО ТЕБЕ ЗА ИНТЕРЕСНОЕ СООБЩЕНИЕ!!!

Шандер
11.02.2011, 00:53
Огромное спасибо за эту информацию, очень больно об этом читать,но наши дети и внуки должны знать об этом! Спасибо простым людям казахам,которые не дали умереть с голоду моей бабушке Амалии Давыдовне Шандер и ее пятерым детям, один из них был мой папа. Дед мой Андрей Андреевич так и не увидел своего последнего сына,его угнали на шахты а мой папа родился без него.Страшно и обидно за наших родных!

Людмила Мимм
11.02.2011, 01:34
«Теперь я выплакиваю эту боль за них»
Марина Кехтер в своих песнях рассказывает о трагедии своего народа. Накануне своего первого сольного выступления в Москве Марина Кехтер дала интервью «Московской немецкой газете». * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *Очень известна Ваша песня «Мама», что Вы можете рассказать об истории ее создания?
Мне очень трудно исполнять эту песню, особенно тяжело было, когда я ее только написала, слезы не давали мне петь. Мне важно рассказать всем, что случилось с нами на самом деле. Сколько горя перенесли мои близкие, мой народ. Когда я пою, я выношу часть этой боли, чтобы она не оставалась тайной для остальных людей! И этим поднимаю самосознание самих российских немцев. Все, что отражено в этой песне, я знаю из жизни моей мамы, страшных рассказов родственников, скупых на эмоции. Они пронесли эту боль в себе, сжав зубы и задавив слезы. Наверное, теперь я выплакиваю эту боль за них. * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * Мама
Мама, мама, слышишь, уезжаю –
Уезжает наша вся родня,
Чемоданы, сумки собирают,
Но никак мне не забрать тебя.
Ты лежишь в могиле на Урале,
Головы за жизнь не приподняв,
Я не знаю, может, в рай пускают
На земле, при жизни все отняв.
Ты ругала за характер гордый,
Говорила, на меня сердясь:
— У тебя мать – немка, ты запомни,
То, что можно всем, тебе нельзя.
Я тебя тогда не понимала,
Нас учили: люди все – родня!
Oma* мне попозже рассказала,
Как родню сгоняли в лагеря,
Как бежали дети за санями,
Как кричали женщины в санях.
Есть в лесах, на Северном Урале
Из камней дороги, на костях.
Мама, мама, слышишь, уезжаю –
Уезжает наша вся родня,
Чемоданы, сумки собирают,
Но никак мне не забрать тебя.

Ульрих
11.02.2011, 03:53
Трагедия 70-летней давности будет увековечена на реке Ухтарка

Автор: Владимир Яговкин
На реке Ухтарка (Республика Коми) будет установлено сооружение в память о жертвах указа от 28 августа 1941 года «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Идея создания памятного сооружения на месте прежнего трудового лагеря возникла у членов ухтинского общества российских немцев «Фрайхайт» в процессе работы над проектом «Память-2009».


Напомним, что в прошлом году поисковая экспедиция положила начало большой работе по сбору информации о трагических для российских немцев событиях 1941 года (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года. «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья»). В ходе проекта были найдены семьи российских немцев, которые проживают в отдаленных уголках республики. Активисты общества встречались с очевидцами тех событий или с их детьми, записывали воспоминания, собирали фотографии, документы и все то, что позволило бы сохранить сегодня для нас и для последующих поколений память о тех трагических событиях. На месте бывшего изолятора времен ГУЛАГа на реке Ухтарке, где в 41-м содержали заключенных, активистами общества было собрано мемориальное сооружение из найденных на этом месте железных решеток с окон бараков и печных труб и установлена памятная табличка. Участники экспедиции решили продолжить работу и установить знак, достойный памяти о людях, ставших жертвами тех страшных событий.
По инициативе общества «Фрайхайт» был объявлен конкурс на лучший памятный знак. Люди откликнулись, стали поступать предложения, эскизы, идеи не только от горожан, но и из других районов республики. В результате совместной работы был разработан эскиз, который устроил большинство и по дизайну, и по смыслу.
Знак символизирует расколотую пополам жизнь человека на два осколка. Первый устремленный вверх – это жизнь до трагических событий, а второй — жизнь после. В центре сооружения — крест. Весь комплекс обвит колючей проволокой, которая сковала судьбы людей, попавших в безжалостные жернова истории. На знаке будет закреплена памятная табличка с надписью «Людям трагической судьбы, прошедшим через горнило массовых репрессий и нашедших здесь свой покой. Вечная память!». Материал сооружения — прочный пластик, который не будет подвергаться гниению и коррозии в болотистой местности его установления. Всем желающим принять участие в установлении мемориального сооружения и почтить память погибших, будет обеспечена такая возможность.

Ульрих
11.02.2011, 03:58
Депортация: как это было?

Международный союз немецкой культуры (МСНК) при поддержке уполномоченного по делам переселенцев и национальных меньшинств Кристофа Бергнера к 70-й годовщине депортации издает памятный альбом «Российские немцы: от депортации до возрождения». В него войдут научно-популярные статьи о депортации немцев из европейской части Советского Союза, документы, воспоминания очевидцев, выдержки из писем 70-летней давности, стихи и песни, отрывки из пьес, репродукции картин – все то, что сохранит для ныне живущих и последующих поколений память о трагических для российских немцев событиях 1941 года.


Для того чтобы собрать этот материал МСНК объявляет о проведении акции. Мы ищем:


Рассказы очевидцев, переживших депортацию, трудармию и режим спецпоселений. Выдержки из писем тех лет. Литературные произведения о депортации. Зарисовки и репродукции картин на тему «Депортация немецкого населения 1941 года». Фотографии людей, переживших депортацию. Рассказы представителей послевоенных поколений российских немцев, прежде всего молодежи, о том, что для них значит быть российским немцем, сохранять память о трагедии 1941 года, сохранять традиции и культуру российских немцев?
Присланные в рамках акции до 15 января 2011 года работы лягут в основу книги «Российские немцы: от депортации до возрождения» (рабочее название). Она выйдет на двух языках и будет презентована на многочисленных мероприятиях, которые пройдут в России и Германии в августе–сентябре 2011 года. Авторы опубликованных работ получат гонорары. Авторы лучших работ будут приглашены на памятные мероприятия, которые пройдут 26–30 августа 2011 в Энгельсе.

Работы можно присылать по электронной почте по адресу: inform@rusdeutsch.ru

Работы можно прислать почтой по адресу: 119435, Москва, Малая Пироговская, 5. МСНК, Ольге Силантьевой

Ульрих
11.02.2011, 04:01
Массовая депортация российских немцев в районы Сибири, Средней Азии и Казахстана в 1941 году, в результате которой народ потерял в ГУЛАГе от голода, болезней, репрессий, непосильной работы четверть своей численности. Народ создавал песни, стихи, прозу. Но в условиях продолжавшихся до последнего времени репрессий собирать такой материал было чрезвычайно трудно. Неудивительно, что и публикация его возможна была только за рубежом.

Ульрих
11.02.2011, 04:02
Теперь приходится ехать в Сибирь,
Оставить цветущий мир.
Под тяжестью рабских оков,
Ждет меня лишь нужда и холод.
О, Сибирь, ледяная зона,
Куда ни один корабельщик не попадет по волнам,
Где не теплится ни искры человечности,
И глаз не видит уже спасения. От своих оторванный насильно,
От своих насильно отделен.
Почему теперь мне нельзя целовать губы
Той, кто любит меня, и назвала меня супругом?
О, кто осушит слезы моих близких,
Которые они, милые, проливают без вины,
Я теперь примирюсь с местью,
Судьба посылает мне только одного друга. Если суждено мне уйти в ураган
От солнца в темную ночь
Если в тени древних дубов
Человечество взглянет само на себя
О, тогда я с тоской
Вспомню о моей родине.
Мне осталась одна лишь надежда,
Лишь надежда - мое единственное счастье.

Ульрих
11.02.2011, 04:03
Песня немцев Поволжья
Дополна тоской по родине
Преисполнено здесь мое сердце,
И в дали, в дали далекой
Видится мне твой облик. Поэтому, позволь приветствовать тебя
Там, в далеком волжском краю!
С грустью оставили мы тебя когда-то,
Землю, где стояла наша колыбель. И мы никогда не забудем
Этой немецкой волжской земли,
На которой отцы сидели,
Приложив старания свои.
*Немецкое прилежание и немецкое усердие
Принесли богатые плоды;
Но потом нам пришлось бежать,
И родина осталась без нас. Пусть мир никогда не забудет
Нашей трудной судьбы!
Пусть все народы знают
Виновников наших несчастий! Там где Волги поворот
И течет она, сверкая серебром,
Там была основана наша родина -
Горная и мирная сторона. Там наши предки корчевали девственный лес
И удобряли степной песок,
И радостно несли знамя веры
Немцев крестьянского сословия. Их язык, их обычаи
Верно они сохранили,
Хоть они и вынесли много страданий
Никогда не теряли они своей нравственности. Когда зарево войны
Загнало все народы преждевременно в гроб,
Те, кто еще остался,
Стали спасаться бегством. От прохладных берегов Волги
И из надежного родительского дома
Мы через чужие земли
Снова отправились в широкий мир. Но мечта о родине
Никогда не угаснет в сердцах,
На далекой, незнакомой чужбине
Видится мне твой облик.

Valentina Sommi
11.02.2011, 06:24
Liebe Landsleute zum 70. Jahrestag der Deportation der Wolgadeutschen ist mein Buch "Schicksal. Der lange Weg nach Solothurn-Wittmann und zuruck" erschienen. Bestellung unter der Tel. Nr. 0873174955

Milia
11.02.2011, 21:39
Организация и проведение Дня памяти и скорби в городах, поселках и селах России, других стран бывшего СССР и Германии

27–28августа все общественные организации российских немцев в России,странах бывшего СССР и региональные и локальные группы Землячестванемцев из России в Германии проводят памятные мероприятия.Предполагается проведение мероприятия более чем в 500 населенныхпунктах.

В рамках мероприятий состоится: зажигание поминальных свечей, проведение молебнов, *выступленияпредставителей общественности, прежде всего трудармейцев ирепрессированных, возложение цветов к местам памяти жертв депортации итрудармии.

В мероприятиях смогут принять участие десятки тысяч российских немцев, членов их семей, людей разных национальностей.

Согласоватьих проведение с государственными органами в центре и на местах.Планируется привлечь внимание к этим мероприятиям широкойобщественности, СМИ.

Ответственнымиза организацию этих масштабных акций станут представительныеорганизации немецких меньшинств в странах постсоветского пространства(в России – эту функцию на себя возьмут Международный союз немецкойкультуры, Федеральная национально-культурная автономия российскихнемцев и Немецкое молодежное объединение), в Германии – Землячествонемцев из России...

Milia
11.02.2011, 21:42
В рамках общих памятных мероприятий планируется:

- установка 28 августа памятной доски назданиижелезнодорожного вокзала г. Энгельса (он сохранился ифункционируетпоныне), откуда в сентябре 1941 г. было отправлено 46эшелонов с 108,8тыс. немцами. Это был самый крупный пункт депортациинемцев из Поволжья.

Milia
11.02.2011, 21:46
Все, кто как мог,начали чистить вагоны от дерьма,затем женщины вёдрами лили воду на стены и пол вагонов,скоблили и мыли....В большие вагоны распределили по 90 человек,в маленькие по 45.Ребята молодёж,притащили откуда то доски,из которых мужчины делали нары,на самые нижние,поместились конечно же старики.В дороге мы были 10 дней,вагонные двери,были всегда заперты,открывались они только иногда,когда поезд останавливался,но слава Богу,ещё имелись хоть и маленькие с решетками оконца,куда проникал свежий воздух.Запасённого питания,вполне хватило пока мы были в пути.
Выгрузили нас на станции Петухово,Северный Казахстан,и постепенно из близлежащих колхозов приезжали за нами люди на быках и лошадях с телегами,мы грузились со своими пожитками и нас везли дальше.Наша семья попала в Миролюбово,где мы пожили несколько дней в маленькой семье,затем нам дали на две семье с нашими соседями из Ной Лауба, заброшенный дом.Мы его как могли утеплили,отремонтировали и зимовали так все вместе.В феврале 1942г.наших всех мужчин,ребят и почти всех девушек,забрали в Трудовую Армию. Той зимой,нам пришлось моногие вещи поменять на еду, и мы ещё могли что то из продуктов послать отцу в Трудармию.В колхозе работать заставляли всех,даже *11-12летних детей.В основном на фермах и полях.Естественно нам ничего не платили за это, даже хлеба не выдавали.Иногда,утром выйдя на улицу,мы находили у двери лепёшки из отрубей и в бутылке немного кумыса.Это местные казахи нас так подкармливали,хотя общения с нами поначалу побаивались.В 1943 году,старшую сестру перевели в соседний,Пресновский совхоз,а чуть позже она смогла и нас всех забрать к себе. В совхозе,нам за нашу работу,уже и *денег немного платили и хлеб выдавали, на рабочего 600гр. в день а на иждевенца по 200гр.хлеба.

Milia
11.02.2011, 22:04
Воспоминания моей мамы....
Была война...конец августа 1941 года,Поволжье.
Мы и подумать не могли,что нас выселят из наших родных мест.Все жители нашего *Ной Лауба в это время уже *делали заготовки на зиму:варили варенье,сушили сухофрукты,готовили соленья.На колхозных полях началась молотьба зерновых культур,тот год был очень урожайным! Сено и солому тоже почти все жители *уже заготовили на зиму.28 августа 1941г. в наше село приехали военные и привезли Указ Президиума Верховного Совета о том,что нас,всех немцев будут выселять,но нам даже не сообщили,куда нас выселяют.На все сборы нам дали 7 дней.Из каждого двора слышался плачь....очень страшно было бросать родные насиженные места,с нажитым добром и домами.То зерно, что колхоз выдал родителям как натурплату,так же как и скот из личного хозяйства,заставили нас сдать на специальный приёмный пункт.Где при сдаче нам выдавали справки,кто *чего и сколько сдал,с заверением,что по месту нового жительства,нам всё в точности вернут,чего конечно же не случилось...Нашей семье в 5 человек,разрешили взять с собой *еды,одежды,кухонной посуды,несколько одеял,т.е. всего понемногу - весом не более 2х центнеров.8 сентября,нас на подводах вывозили до станции Титаренко,находившейся в 7км.от нашего Ной Лауба.В воздухе стоял какой то тихий вой,кто плакал,кто пел молитвы....было очень жутко.На станции подошёл поезд,с телячьими вагонами,грязный и вонючий от навоза.

Milia
11.02.2011, 22:07
70 лет депортации
Памятные мероприятия Землячества и партнеров...
„Anlasslich des 70. Jahrestages der Vertreibung der Deutschen in der damaligen Sowjetunion nach dem Erlass des Prasidiums des Obersten Sowjets der Sowjetunion vom 28. August 1941 plant die Landesgruppe Nordrhein-Westfalen in Zusammenarbeit mit der Organisation VIRA, der Stiftung Gerhard-Hauptmann-Haus und dem Bund der Vertriebenen neben einer zentralen Veranstaltung in Dusseldorf eine Reihe weiterer Ma?nahmen“, so die Zeitschrift der Landsmannschaft der Deutschen aus Russland „Volk auf dem Weg“, Nr.2, Februar 2011, S.5.

Milia
11.02.2011, 22:12
«Утром 2 сентября «энкэвэдэшники» закрыли дома на ключ, стали сажать хозяев на подводы и отправлять к затону. На берегу стоял страшный шум – кричали, плакали люди, ревела скотина, брошенная хозяевами. На берегу ждали баржи и сопровождающий катер. Всех выстроили по два человека. Они так и шли парами на баржу, сразу в трюм. Все плакали навзрыд, на берегу их провожали жители Сарепты, оставшиеся здесь и непонимающие, что же происходит. Когда баржи тронулись, мужчины запели по-немецки псалмы «Иисус, иди вперед!». «Молчать!» – крикнул один их охранников. «Жалко тебе что ли? Пусть поют», – заступился другой. И старинный церковный гимн раздавался вплоть до Астрахани. В первый же день пути умерла дочка маминой кузины Герты Маус. Умершую девочку велено было опустить в воду, но Герта не отдала, пригрозив броситься вместе с ней. Через два дня пути добрались до Гурьева (Казахстан).
Отрывок из воспоминаний Ганны Ноль, записанные ее дочерью Людмилой Волоховой (Волгоград)

Milia
11.02.2011, 22:13
Помянем всех невинно убиенных,
Познавших ужас тюрем, лагерей,
Миллионы жертв гражданских и военных,
Высоких рангом и простых людей.

Milia
11.02.2011, 22:22
Уважаемые участники группы!
Большая просьба к вам - напишите пожалуйста в этой теме,воспоминания ваших родителей о их депортации.Это ведь так важно,помнить о том что пережили они в то страшное время!
Особенно в этот траурный юбилейный год......

Milia
05.03.2011, 22:24
Как не хотят они знать, что работа на трудовом фронте более выгодна, чем участие в боях. Менее почетна – да, но выгодна. Во-первых, потому, что не убьют, и потому, что в Трудовой армии выдавали работающему человеку хороший паек – от 420 до 850 граммов хлеба в день. За перевыполнение плана паек увеличивался, а за работу по-стахановски паек удваивался, то есть члены его семьи трудармейца могли излишки хлеба продавать на базаре каким-нибудь там русским учителкам, которым паек не полагался. При этом трудармейцы после середины 1942 года стали получать и жалованье деньгами, если работали на производствах. И существуют письма советских немцев, в которых они просят половину тех денег перечислять для фронта, для Победы, на строительство танков и самолетов с надписями типа: «Бей фашистов!».
Нет, блин, как откроют ныне они рот, как начнут писать, то тут же получается, что все советские немцы, без исключения, сидели всю войну за колючкой, питались кореньями, умирали от голода, от побоев в изобилии стоящих вокруг них охранников, от болезней, которые при том, что являются исключительно заразными и эпидемическими, косили насмерть людей исключительно по национальному признаку. Смотрит какая-ни-то бацилла в паспорт: русский – проходи, казах – не трону, немец – сожру на фиг, замучу, изведу. Такое впечатление, что в стремлении страдать в течение четырех лет войны бывшие советские немцы готовы переплюнуть пять тысяч лет страданий еврейского народа.
У русских, украинцев, у мордвин, у киргизов, у татар брали в 1930-40-е годы чекисты отцов и матерей – это ерунда, а вот немца арестовали – это уже факт вопиющий, о нем надо кричать и кричать, без устали. И всегда почему-то арестованы они были безвинно.
***********.lebed.com/2009/art5531.htm
(кстати, автор - Валерий Куклин,проживает в Германии)

Milia
05.03.2011, 22:25
Отрывок статьи В.Куклина
Вообще, вся эта история с Трудармией, которая ныне культивируется в сознании новых поколений потомками бывших советских немцев, нелепа в своей сущности и ложная изначально. Все пишущие ныне о трудовой армии периода Великой Отечественной войны лгут что хотят, и как хотят. И всего лишь для того, чтобы выжать из слушателя или читателя слезу, без всякой даже надежды на то, что местные немцы, как это было до массового приезда эмигрантов из СССР в Германию, будут платить им за перенесенные от большевиков страдания. Советских немцев в Трудармии по официальной статистике НКВД было менее 10 процентов. Более пятидесяти процентов оной составляли как раз таки русские, по отношению к которым, между прочим, не было положено никаких возрастных ограничений. Это не достигший 18 лет советский немец мог пожаловаться в любой орган советской власти на произвол по поводу его мобилизации на завод или в колхоз, а русские мальчики и девочки порой и в 12 лет стояли у токарных станков на ящиках, чтобы дотянуться до фартука-суппорта. Я знал одну такую женщину в юности своей, имевшую Орден Трудового Красного Знамени в пятнадцать лет за то, что она по-стахановски изготовляла мины - Евгения Прокофьевна Процкая, умершая в шестьдесят с небольшим лет. Вопрос в том, что косивших от трудармии среди наших немцев было мало, очень мало. Многие немцы-подростки сами шли в военкоматы и в горсоветы с требованием послать их хоть на настоящий фронт, хоть на трудовой. Но потомки их, уехавшие в Германию во время и после горбачевки, в подобное мужество и самоотверженность своих отцов и дедов почему-то верить не хотят.

Milia
05.03.2011, 22:29
Прочитав нижеследующую статью в инете ( там можно и его фото автора огромным планом обозреть) моему возмущению небыло конца...после чего ночью одни кошмары снились....

Milia
09.03.2011, 22:57
В связи с приближением к 70-летней траурной годовщине в истории российских (советских) немцев Международный конвент российских немцев призывает Вас к сотрудничеству при проведении в Берлине 13-14 августа 2011 года научно-практической конференции «Российские немцы – в жерновах кровавой истории 20 века. 70 лет ожиданий реабилитации». * * * * Организацию данной конференции возложил на себя Форштанд Конвента за счет личных средств ее участников. Приобретет ли она международный статус, будет зависеть от того, смогут ли в ней принять участие представители из-за пределов Германии. Это выяснится в день ее открытия в Берлине.
* * * * * Работа конференции рассчитана на два дня, с началом в 12 часов 13 августа. Окончание планируется 14.08. в 14-00.
* * * * * Оргкомитет конференции, сформированный на базе Форштанда Конвента, может быть расширен за счет организаций и отдельных участников, готовых разделить с ним организационно-технические работы и связанные с этим затратами.
* * * * * Заявки на участие в конференции, а также предложения по ее организации просим направлять по электронной почте drgroth@web.de.
Справки по телефонам : 030-63228823 *- Вилли Мунтаниол,
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *030- 37889899 – Александр Майснер,
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *030- 63104116 – Генрих Гроут.
Генрих Гроут,

Milia
25.03.2011, 05:53
Притча о немцах
Александр Бефорт
Расселились иноземцы, преимущественно немцы,
На российских на равнинах со времён Екатерины.
Нарезалися границы по велению царицы;
Избы ставились надолго по брегам великой Волги.
Немцы с завидной сноровкой жизнь устраивали ловко.
Жили тихо, не роптали, в землю русскую врастали.
Свой язык, свою культуру сохранили всё в натуре.
Той земли, где проживали, все законы уважали.
Между тем, бежали годы. Были радости, невзгоды.
Поколения менялись; внуки, правнуки рождались.
Два столетья - срок немалый, скоро немцев много стало.
И решили власти в миг семьи немцев расселить.
Это памятные даты: крики, лошади, солдаты.
Строй повозок на перронах, вздохи, слёзы у вагонов…
Разбросало всех по свету, по большой стране Советов.
Кто остался в Магадане, кто-то в пыльном Казахстане,
И поля Узбекистана помнят немцев, как ни странно.
Помнят их огни Магнитки, взмокших от труда до нитки.
И леса глухой Сибири немцев тоже не забыли.
Рудники, лесоповалы, целина и лесосплавы,
Крепи угольных забоев помнят общества изгоев.
Жизнь носила, жизнь бросала, много судеб изломала.
Пережили, всё стерпели и душой не очерствели.
Так бы жили и поныне, но, на счастье, Власть сменили…
И теперь в стране Советов нет на выезды запретов.
Потянулись вереницы к чуждой западной границе.
Как прапрадеды когда-то путь проделать, но обратный.
Выбор нужный сделал каждый. Сделан верный шаг однажды.
Чтоб потом спокойно жить, никого в том не винить.
Так теперь и наши немцы стали вновь переселенцы,
Через много лет скитаний, через слёзы расставаний
Возвращается народ, завершая свой виток.
Земли встретили не худо, на житьё давали ссуды.
Жить теперь да не роптать, к новой жизни привыкать.
Поддержали социально и пытаются морально:
Дали статус «русский немец», вроде свой, но чужеземец.
Строй другой, не та культура, чужда общества структура.
Цену деньгам знают все, жизнь свою живут в красе.
Им неведомо, что где-то можно без электросвета
И зарплаты тоже жить, верно, Родине служить.
Ну а Родина в упадке: кто смогли, те в беспорядке
Растащили весь Союз, как разрезанный арбуз.
Прибалтийские народы запросили вмиг свободы,
А затем Кавказ, Молдова захотели жить по новой.
Беспредел, неразбериха овладели Властью лихо.
Между нациями распри для республик дружных, братских
Стали нормою теперь - дружба врозь, закрыта дверь.
Неуютно стало в доме, где всё было так знакомо,
Где народы мирно жили, как нигде в огромном Мире.

Ol-ga
25.03.2011, 15:17
спасибо, Миля! всё верно... и горько... но наша судьба...

Ульрих
28.03.2011, 23:00
Так вот, едва не все из 389 человек, выключенных в последний, умерли, согласно официальным заключениям, от дистрофии, порока сердца и гемоколита и ни один (!) от голода, а ведь абсолютное большинство скончавшихся юноши и девушки в возрасте от 15 до 21 года. Эти списки да и весь труд важен ещё и потому, что в пух и прах развенчивает лжетеорию обосновавшегося в Саратове доктора исторических наук Аркадия Германа, пытающегося доказать будто российским немцам в трудармии, под комендатурой и в годы «вечной ссылки» жилось пусть и не очень сладко зато покойно и вообще никакого геноцида в отношении их не было. К достоинствам работы о истории пребывания немцев на Западном Урале я бы отнес и то, что она богато иллюстрирована, имеет подробный именной указатель, и содержит подробное описание населенных пунктов, в которых жили немцы. Сборник состоит из двух томов: Том 1 «Архивные документы» (в двух книгах); Том 2 «Публицистика. Мы — из трудармии». Вышел трехтомник «Немцы в Прикамье ХХ век» небольшим тиражом - 1030 экземпляров.

Ульрих
28.03.2011, 23:00
А российские немцы усилиями советской пропаганды были отнесены к разряду «подлых предателей и мерзких вредителей». «Немцы, — как пишут авторы трехтомника, — были вновь отделены от местных жителей. На этот раз колючей проволокой, конвоирами, особенным несчастьем и ненавистью. Массовое сознание не знает оттенков и полутонов. Немец во время войны и в первые послевоенные годы означал врага. Поволжский он был или германский, солдат чужой армии или изгнанный с фронта красноармеец — это было неважно. Да и вступать в контакт с ними было небезопасно». В трехтомнике подробно рассказывается о том как сосланные немцы использовали фактически единственную оставшуюся возможность сохранить религию, обычаи и язык родителей путем создания религиозных общин. На какие муки шли, но не ломались. К заслуге авторов этого фундаментального исследования я бы отнес и то, что приведя массу уникальных документов, имевших грифы «Секретно» и «Для служебного пользования», они предельно честно и смело раскали о жизни немцев в Прикамье в ХХ столетии. Взять хотя бы опубликованный впервые «Список граждан немецкой национальности, репрессированных по политическим мотивам в Пермской области в 1919 -1959 гг." или «Список лиц немецкой национальности, трудармейцев, умерших от болезней в 1942—1945 гг. на строительстве шахт в пос. Гремячинский». (место ссылки моих родителей)

Ульрих
28.03.2011, 23:01
Массовый приток советских немцев на территорию образованной на Западном Урале Молотовской области приходится на 1941–43 гг. Местные хозяйственные руководители, испытывающие огромный, как они подчеркивают в своих письмах в центр, дефицит рабочей силы, просят Москву прислать им «как можно больше трудармейцев для использования в лесном, нефтяном, строительном и угольном хозяйствах». После того, как эстонцы, латыши и поляки получают право взять в руки оружие и в составе национальных формирований отправиться из ссылки на фронт, трудовая армия становиться практически полностью немецкой. Мужчин переводят на жесткое лагерное содержание, а женщин размещают в обособленных бараках. И тех и других используют исключительно на самых тяжелых неквалифицированных работах, хотя, конечно, бывали исключения. Но дипломы, квалификация, профессиональный опыт не учитываются. Кстати, в первом томе2 сообщается интересный факт, о котором мне доводилось слышать и читать, но, к сожалению, без ссылок на официальные источники. Оказывается Николай Францевич Гастелло, посмертно удостоенный (26 июля 1941 г. — А.Ф.) звания Героя Советского Союза за наземный таран колонны вермахта был не белорусом, а выходцем из семьи обрусевших немцев. Теперь понятно, почему в последнее время в прессе регулярно стали регулярно появляться статьи, авторы которых утверждают, что никакого тарана Гастелло не совершал и Звездой героя награжден ошибочно. Все может быть, но зачем в таком случае 1941 году ему национальность заменили? В трехтомнике приведено немало документов, в том числе и беспристрастных воспоминаний, о жизни немцев. Советским немцам жилось на каторге, т. е. в трудармии, много тяжелее, нежели немцам германским. Уж так повелось — к плененным врагам люди относятся хотя и жестко, но много лучше нежели к предателям.

Ульрих
28.03.2011, 23:02
Почему и как очутились в России?.. За что их упекли в тюрьму и на каторгу?.. Ну, да, согласно пресловутым Указам и Постановлениям советского правительства, но это все обще, а хорошо бы знать конкретно что им инкриминировали. А вдруг сохранился их дом? Конечно, теперь в нем другие люди, но как хочется пройти по улице, по которой ходил дед с бабушкой, бегал мальчишкой отец. Отыскать бы только этот город или село. Обо всем этом размышлял я, читая трехтомник «Немцы в Прикамье ХХ век» 1, хотя ни я, ни мои близкие никогда не жили в Пермском крае или сопредельных с ним областях. Мне было не только интересно, но и завидно сколь подробно, обстоятельно, цитируя уникальные архивные документы (деловые бумаги, служебную переписку, протоколы собраний, отчеты, распоряжения, дневники, письма), рассказывали авторы о немецком присутствии в этом регионе. Начну с того, что на Западном Урале отсутствовали немецкие поселения, изначально называемые колониями. До 1914 года немец здесь — это чиновник, реже — инженер, врач, торговец или ремесленник. Все они были на виду и всех их можно было перечислить по именам. Только в годы первой мировой войны появляются германские военнопленные, а также гражданские подданные Рейха, принудительно эвакуированные в глубокий тыл из прифронтовых областей Российской империи. После подписания мира с Польшей в 1921 году почти все они возвращаются на родину. Снова немцы в Прикамье стали прибывать начиная с 1928 года. Для реализации индустриальных проектов советской республики потребовались квалифицированные специалисты и их приглашают из Веймарской Германии. После 1934 года иностранные специалисты, за малым исключением, возвращаются домой. Их заменяют советские инженеры, прибывшие из Москвы, Ленинграда, Казани и Харькова. Некоторые из них носят немецкие фамилии и вскоре всех их арестовывают, как «германских шпионов». В трехтомнике перечислены имена всех этих «вредителей», «диверсантов» и четко показывается надуманная лживость, выдвинутых против них обвинений.

Ульрих
28.03.2011, 23:03
Книга о немцах Прикамья.В этом сборнике(из 3 книг) представлена история немцев в Прикамье в советский период на основе архивных документов, хранящихся в местных архивах: государственных, муниципальных, ведомственных, архивах общественных организаций российских немцев «Возрождение» и частных лиц(наша семья тоже внесла свою лепту).Идея зрела давно,помню как Э.А.Гриб(председатель общества "Возрождения города Соликамска") собирал старые фотографии,воспоминания трудармейцев ,далеко не всё вошло в это издание,но то я,что я там увидела- это просто кладезь информации о немцах-трудармейцах,в первую очередь. Только начала читать,а впечатлений-море.Особенно когда читаешь протоколы допросов арестованных трудармейцев Усольлага,Соликамскстроя,приговоры Судебной коллегии Молотовского областного суда,протоколы очных ставок...И конечно рассказы самих трудармейцев,их детей и внуков,такие как:"Соликамск стал родным","Первостроители Гремячинска","Как строили Широковскую ГЭС","Краснокамские трудармейцы" и многое другое. Привожу здесь отрывки рецензии "О трудармии, «вечной ссылке» и первой любви" А.Фитц Рецензия Александра Фитц на трехтомник "Немцы в Прикамье ХХ век" Не с чужих слов знаю сколь трудно составлять генеалогическое древо, особенно, если близкие родственники давно пребывают в лучшем мире, а из документов, кроме паспорта и свидетельства о рождении у тебя ничего нет. Жестокие катаклизмы ХХ века: война, депортация, тюрьма, комендатура, поселение швыряли твоих отца с матерью по пространству Евразии словно утлые суденышки по грохочущему девятым валом океану, и то, что в этом ужасе и кошмаре они умудрились тебя родить и вырастить — уже радость. Какие уж тут прабабушкина метрика и прадедушкина Библия, которую он получил на конфирмацию, и на последней странице которой перечислены все те, кто жил прежде и носил твою фамилию? Хотя правильнее — это ты носишь их фамилию. И это ты знаешь точно. Но вот где они родились, учились, о чем мечтали, кто был их друзьями?..

Milia
30.03.2011, 21:06
Спасибо Валечка! Очень интересный материал ты нашла!
И где наш народ только не побывал,вольно или невольно....

Milia
30.03.2011, 21:08
М Ы Б Ы Л И
Погибшим трудармейцам
посвящаются эти строки
Мы были,
мы были,
мы были
И верим, что нас не забыли,
Что в сытом своем изобилии
Вы память о нас сохранили.
Красивы и молоды были,
Болели, страдали, любили,
Дорогами жизни ходили
И в вас семена заронили.
…Тела наши наспех зарыли '
Лишь ветры по'вдовьи завыли,
Лишь холмик из лагерной пыли '
Свидетель того, что мы были…
Звучание наших фамилий
Архивные своды укрыли,
Но трубы судьбы протрубили '
И вспомнили все,
что мы были!
Не дух бестелесный из былей,
Не кучка засохших рептилий...
Мы ' те, кто вам жизнь подарили
И умерли.
Значит, мы были...
…Судьбы беспощадны ветрила:
Затеряны наши могилы,
И слезы давно уж остыли,
Но помните, люди:
мы ' были!..

Ульрих
30.03.2011, 23:02
:'( :'( :'( МИЛЕЧКА...СПАСИБО.А ТЕХ ИРОДОВ,КТО ГОВОРИТ,ЧТО ЭТОГО ВСЕГО НЕ БЫЛО,МЫ ПРОСТО БУДЕМ ИГНОРИРОВАТЬ!ПОТОМУ КАК ..."собака лает,а караван идет"...мы то все это знаем,как было ,от своих родителей.И ты не расстраивайся,выздоравливай,силы тебе и терпения!!!(K) (K) (K)

Шандер
31.03.2011, 00:10
Нет Миля,не остыли наши слезы! Хоть не довелось нам жить в это время(и слава Богу),но помню всю ту боль из рассказов своих родных,как им бедненьким было холодно и голодно! Как из теплушек высадили в холодные казахстанские степи,а местные жители приютили,как могли,как ели траву,как замерзали без дров,топились кизяками! Для нас наша кровь родная была,есть и будет!

Александр Мактэ
07.04.2011, 09:55
Но и до смерти до своей едва ли
* * * * * * * *Я позабуду тот и день и год,
Когда в Сибирь или куда подале
Поволжских немцев разом выселяли.
Не тех, кто побывал в судебном зале,
* * * * * * * *Не хутор, не деревню -
весь народ.
В. Савельев

Людмила Мимм
09.04.2011, 22:38
Весть о стоящем человеке
* * * * * * * *Стихи Елены Владимировой
Мы шли этапом. И не раз,
колонне крикнув: "Стой!",
садиться наземь, в снег и в грязь,
приказывал конвой.
И равнодушны и немы,
как бессловесный скот,
на корточках сидели мы
до окрика: "Вперед!"
Сто пересылок нам пройти
пришлось за этот срок!
И люди новые в пути
вливались в наш поток.
И раз случился среди нас,
пригнувшихся опять,
один, кто выслушал приказ
и продолжал стоять.
Спокоен, прям и очень прост
среди склоненных всех
стоял мужчина в полный рост,
над нами, глядя вверх.
Минуя нижние ряды,
конвойный взял прицел.
"Садись! - он крикнул.- Слышишь,ты?!
Садись!" Но тот не сел.
Так было тихо, что слыхать
могли мы сердца ход.
И вдруг конвойный крикнул: "Встать!
Колонна! Марш! Вперед!"
И мы опять месили грязь,
не ведая куда.
Кто с облегчением смеясь,
кто бледный от стыда.
По лагерям - куда кого -
нас растолкали врозь,
и даже имени его
узнать нам не пришлось.
Но он, высокий и прямой,
запомнился навек
над нашей согнутой толпой
стоящий человек...

Ульрих
10.04.2011, 06:36
С.ГРАХОВСКИЙ...ИЗ ПОЭМЫ «БЕГЛЕЦ»
Я был еще вначале крепкий,
Худой, высокий, молодой.
Пилил, колол, и только щепки
Летели над моей бедой.
В продутой старенькой фуфайке
Кромсал березы каждый день,
От маленькой и постной пайки
Качаясь на ветру, как тень.
Пилил, не помня, кто и где я,
И тяжкий крест свой нес, как мог,
Чтоб до весны в штрафном кандее
Меня в свой рай не принял Бог.
У жизни только на пороге,
Я еле путь наметил свой.
Но вдруг казенные дороги
Топтать погнал меня конвой.
Донос входил повсюду в моду,
И доброхоты всех мастей
Громили в прах «врагов народа».
Их жен, родителей, детей.
На всех, конечно, не хватало
Охраны, тюрем и замков,
Ни пересылок, ни каналов,
Ни лагерей, ни рудников.
Переходя на визг от рвенья,
«Пора, — гремели голоса, —
Взять повсеместно в оцепленье
Заводы, шахты и леса».
Их поддержали сверху шишки,
И «зоны» строила страна.
А по углам вставали вышки,
И... раздавались ордена.
И вот в такое оцепленье,
«Врагом народа» заклеймя,
Валить, пилить и драть коренья
Зимой прислали и меня.
Вставай, пили, пока есть силы,
Тяжка работа и тупа,
За пайку, лапти и бахилы,
За телогрейку до пупа...
В беде еще бывает горе:
То съешь паек, то — без пайка,
И с голоду загнешься вскоре,
Когда лишишься котелка.
Хоть бы какой: жестянка с дужкой,
С которой ешь и воду пьешь,
Когда добудешь ложку с кружкой,
То до весны и доживешь.
Вконец за зиму отощаешь,
Но лес расщедрится весной:
Подсунет гриб, черничку, щавель,
Собрал — и вот уже живой!
И вера в правду не угасла,
И пишет письма здешний люд,
Что осудили их напрасно
И тройка, и закрытый суд. <...>
Когда пожары полыхали
И бомбы над страной рвались.
Мы заявления писали
И как один на фронт рвались.
Просился я в штрафную роту,
Мечтая право получить
На эту страшную работу,
Где гибнут, чтобы победить.
Просил: услышьте и поверьте,
Пошлите добровольцем в ад,
Чтоб жизнью доказать и смертью,
Что я ни в чем не виноват.
«Отец» на просьбы не ответил,
И огонек надежды гас.
Мы были проклятые дети,
И становилось меньше нас.
Он в жизни никому не верил,
Никто другой помочь не мог,
Наоборот — на наши двери
Второй навесили замок.
Мы для Победы отдавали
Все, что имели и могли:
Пластались на лесоповале,
Дороги дальние вели.
Пила стонала, голосила
Надрывнее из года в год,
Но шла сверх плана древесина
На шпалы, в шахту, на завод.
Вы спросите: «Зачем клепаешь?
Что было, то прошло давно».
Но если зло не доконаешь,
Тебя опять согнет оно.

Ol-ga
15.04.2011, 16:35
Раиса Гофман (Шандер): *Огромное спасибо за материал Александру Миллеру,Миле Больгерт,Ольге Лейс,Валентине Волковой! Сегодня провела урок истории для9-10-11 классов "Большая родня" о депортации российских немцев Поволжья,посвященный 70 летней годовщине депортации 1941 года.Составила и рассказала о Родовом древе семьи Шандер Андрея Филипповича и немцах Сибири! Мы живы пока помним!!!!!!!!...

Ol-ga
15.04.2011, 16:37
Миля Больгерт (Шлейдовец): Вауууууу ! Респект Вам Раиса! Такой урок провести в России,это большого стоит !!!(Y) (lo)
12.04.2011 15:41

Ol-ga
15.04.2011, 16:37
Очень рада, Раиса, что наша группа Вам в помощь, а через Вас и следующему поколению! (L)
13.04.2011 18:29

Ol-ga
15.04.2011, 16:38
Раиса, я перенесу через некоторое Ваш пост, а также наши комментарии, под тему 70-ти-летия депортации, чтобы мы не "обросли" темами, которые не смогут развиваться дальше.
13.04.2011 18:35

Ol-ga
15.04.2011, 16:40
Раиса Гофман (Шандер): Да конечно,Ольга! Делайте как нужно,просто я не нашла где написать свою новость! Спасибо вам!Древо я выставила в группе Моя фамилия Шандер в фотоальбоме Семья Андрея Филипповича Шандер,может немного неумело,но мне помогали и из Германии,из Алтая,с Казахстана и вместе со своими близкими мы сделали это.Теперь мы все вместе! Вам спасибо!
Вчера 05:08

ГУСЕВА
12.10.2011, 01:00
В городе Энгельсе Саратовской области этим летом был открыт памятник репрессированным немцам.

Тatjana Schn
28.11.2011, 01:08
Друзья, на сайте-конференции
"DIE GESCHICHTE DER WOLGADEUTSCHEN" *есть тема "Депортация немцев Поволжья в 1941", где есть сведения об эшелонах и общий список депортированных.
Все сведения "по крупице" собирают сами форумчане, у которых есть информация о депортации предков (ФИО всех членов семьи, даты их рождения, девичьи фамилии женщин, № эшелона, место проживания на момент депортации и место поселения по прибытию), самостоятельно внося всё в тему. *А администратор уже формирует базу данных, которая пополняется ежедневно.
Большой совет всем, имеющим хоть какую-нибудь информацию о депортированных родственниках, внести её в тему. Тем самым мы создадим уникальную базу данных в памать о наших незабвенных предках.
Я не знала № эшелона, а только место поселения "моих" и мне сразу же подсказали все сведения об эшелоне (откуда отправлялся, дату отправления, станцию прибытия, дату прибытия, место расселенения).
Эта замечательная база данных помогает даже найти родственников.
Давайте и мы все активно подключимся к пополнению этой базы!

Ol-ga
28.11.2011, 01:23
Спасибо, Татьяна! это очень хорошая идея и спасибо инициаторам этой темы.

Ульрих
29.11.2011, 16:17
СПАСИБО,ТАТЬЯНА!!!(Y) (Y) (Y)

Ol-ga
23.01.2012, 20:19
***********.youtube.com/watch?v=M1Smg4wQGrI&feature=share

Катя Дамя
04.02.2012, 08:24
светлая память(F) (F) (F) (F)