Вход

Просмотр полной версии : Обычаи немцев Поволжья (Sitten und Gebrauche der Wolgadeutschen).


Ирина Гэндэ
16.08.2009, 09:20
Поволжские немцы был народ очень весёлый. В каждой семье всегда проводились гулянки, праздники. У поволжских немцев всегда были свои ритуалы, обычаи, которых они придерживались,пока жили в России. Давайте вспомним, у кого какие ритулы и обычаи соблюдались, а какие сохранились до сегоднешних дней. Какие песни пелись, какие наряды носились, какие праздничные блюда готовились. Как праздновали рождение ребёнка, как невесту выкупали, как отец с дочкой прощался, отдавая её в семью мужа, как свадебные игры и танцы проводились, как ребёнка крестили, как пасху праздновали, как рождество проводили. Ну и конешно как покойника отпевали, как с ним прощались. Это уже не праздник, но тоже относится к обычаям. Надеюсь, что старшее поколение что нибудь помнит.:-D

Olga Fvon
17.08.2009, 07:42
Schon ist die Jugend bei frohen Zeiten
Schon ist die Jugend, sie kommt nicht mehr
So hort ich oft schon von alten Leuten
Und seht, von denen wei? ich?s her.
Drum sag ich?s noch einmal, schon sind die Jugendjahr,
Schon ist die Jugend, sie kommt nicht mehr!
Es bluhen Rosen, es bluhen Nelken,
Es bluhen Blumen und welken ab.
Ja, auch wir Menschen, wir tun verwelken
Und mussen sinken ins kuhle Grab.
Drum sag ich's . . . .
Ich kenn nen Schafer, der weidet Schafe
der weidet Schafe auf gruner Au
...
Drum sag ich's . . . .
Ein jeder Weinstock, der tragt auch Reben
Und aus den Reben flie?t edler Wein;
Vom Himmel ward er uns gegeben
Um unsere Jugend dran zu erfreu'n.
Drum sag ich's . . . .

Olga Fvo
17.08.2009, 07:42
Vergangene Zeiten kehren niemals wieder,
Nur einmal bluhet des Lebens Mai.
Drum lasset singen uns frohe Lieder,
Genie?t die Jugend, eh' sie vorbei.
Drum sag ich's . . . . weitere Strophen
Man liebt auch Madchen bei frohen Zeiten
man liebt auch Madchen zum Zeitvertreib
Drum sag ich?s...
Ja ist denn Lieben ein Verbrechen
darf man denn nicht mehr zartlich sein
Nicht mehr mit seinem Liebchen sprechen
und sich der Liebe gar nicht freu?n
Drum sag ich?s...

Andrej Mill
17.08.2009, 08:35
Свадебные обряды поволжских немцев.
Вирфель Н.А.
Материалом данногоисследования послужили результаты опроса поволжских немцев, собранные во времяпроведения молодёжной акции «Лицом к лицу с историей на Волге» при поддержкеМСНК (Молодёжный Союз Немецкой Культуры) и ГТЦ (Общество Техническогосотрудничества России и Германии). Участниками данной акции были потомкиповолжских немцев, проживающих в разных областях бывшего Советского Союза. Впроцессе проведения экспедиции по бывшим немецким колониям реализоваласьглавная цель акции: познакомиться с историей и культурой исследуемых колонийисходя из рассказов непосредственных свидетелей, то есть жителей немецких сёлдо 1941 года.
Сведения о прохождениинемецких свадеб автор почерпнул в основной своей массе из воспоминанийроссийских немцев сёл Привольное (Warenburg)и Ровное (Seelmann) Ровенского района Саратовскойобласти.

Andrej Milli
17.08.2009, 08:37
Свадьба у российскихнемцев на Волге по традиционным немецким обрядам праздновалась до 1930 года.Позже национальные особенности немецких свадеб практически исчезли.
В большинстве случаевнемцы женились рано; уже с 19 лет начинали задумываться о свадьбе. Если девушка до 25 лет невыходила замуж, то её уже называли «старой девой». („Ausgesuchter Rest“)
Свадьбу праздновали обычно в выходные дни, иногда– во вторник или в четверг, для того, чтобы к концу недели привести дом впорядок. За несколько дней пере свадьбой родители жениха и невесты составлялисписок гостей. Субботу перед свадьбой молодые посвящали выбору свидетелей,обходя при этом всю деревню. Остальные приглашались специально снаряжёнными дляэтих целей людьми („Hochzeitsbitter“, „Hochzeitslader“).Обязательными гостями становились не только близкие друзья молодой пары, но и«хорошие знакомые», соседи и, прежде всего, пастор, учителя и местнаяадминистрация.
***********.comk.ru/html/virfel_doc.htm

Mina Wiins Дэк
23.09.2009, 08:41
Brautausgang
Ach Gott, es fallt mir schwer,
Weil ich muss von euch scheiden;
Mein Herze bricht mir schier
Vor Jammer, Angst und Leiden.
Ach Gott, ich muss jetzt fort
Aus meines Vaters Haus,
Muss nehmen nun Ade,
Muss gehen von euch aus.
Ade, du Vaterherz!
Ich rei? euch neue Wunden.
Ade du Mutterherz!
Ihr habt so manche Stunden
Von meiner Kindheit an
Bei Tag und Nacht verbracht.
Muss nehmen nun Ade,
Muss sagen: Gute Nacht!
Hab Dank, du Vaterherz,
hab Dank, du Mutterliebe
Fur alle Treu und Flei?,
Den Ihr an mir erwiesen,
Bis ich erzogen war.
Ich geh jetzt von Euch hin.
Nun habt Ihr meine Hand,
Ich sag Euch schonen Dank.
Komm her, mein Brautigam!
Komm her mein Ja und Amen
Und nimm mich bei der Hand,
Fuhr mich in Gottes Namen
In deinen Vaters Haus
Zu deinen Eltern hin,
Wo ich, so lang ich leb,
Dir treu verbleiben will.

песня пелась когда невеста прощалась с родителями

Сергей Гэйд
23.09.2009, 17:16
При крещении у лютеран сколько было кресных? Может кто ответить? Отец говорит 12.Может он что то путает?

Kемпель
23.09.2009, 19:19
У меня хранится свидетельство о рождении папы (1915 год) .Указаны пастор(пастор Зоммельт),родители и двое крёстных.

Schleicher
24.09.2009, 05:12
Was ich von meiner Mutter erfahren hab, gab es Hochzeitslader, sie gingen mit einem Stock zu denGsten die zur Hochzeit eingeladen wurden und von denEingeladenen wurde an den Stock eine Schleife oder ein Tuch angebunden, es war noch auf der Hochzeitvon meinem Onkel(1958).

Нина Гэкма
24.09.2009, 19:37
Ja bei uns war es auch so .Und der den Stock hatte war der Stockvater und hat die Hochzeit gefurt und tanzte mit dem geschmucktem Stock.

Schleicher
24.09.2009, 19:42
Nina, genau so hat meine Mutter das auch erzahl.

Инна Фукс
24.09.2009, 19:57
Ув. г-н Гейде, Ваш отец отчасти прав! У протестантов количество крестных в зависимости от местности проживания отличалось разительно. Обычно берутся двое, но в Rechtsrheinischen, Sudhessischen auch in der Sudpfalz могло быть до 12 крестных. Возможно большинство колонистов в деревне Вашего отца выходцы из этих регионов, они и крестили естественно так как было принято на Родине.

Сергей Гэйд
24.09.2009, 20:30
Спасибо Г-жа Фукс! Мой предок Гейдебыл из земли Бранденбург и я считал ,что корни надо искать на Севере Германии,а тут почти юг! Возможно предки Ессепо женской линии были из тех мест. Интересный поворот событий!!!! А жили они в Россиив с.Гримм по Саратовом.

Бейфус
26.09.2009, 07:08
Да,да у нас точно также праздновали свадьбы в селе.А ещё раньше дружки - девчата с наряжёнными корзинками в цветах ходили по селу к приглашённым и собирали посуду,сколько человек было приглашено,на столько каждый должен был дать посуду,а ребята дружки - на наряженных лошадях в цветах и лентах,собирали столы и стулья по домам.Было очень интересно и празднично в селе когда готовилась свадьба.

Ирина Гэндэ
26.09.2009, 07:53
Надо же как интерессно!!!(F)(F)(F)(F)(F)(F)(F)

Ольга МустkdivО
23.02.2010, 07:03
In unserem Dorf, hat man den Frauen die ein Kind geboren haben, ein besonderes Essen gebracht, eine Schnitzsuppe(Kissel is Suchofruktov) mit Kreppeln. Das war naturlich unter den Wolgadeutschen.

Ольга МустkdivО
23.02.2010, 07:03
In unserem Dorf, hat man den Frauen die ein Kind geboren haben, ein besonderes Essen gebracht, eine Schnitzsuppe(Kissel is Suchofruktov) mit Kreppeln. Das war naturlich unter den Wolgadeutschen.

Lust
24.03.2010, 06:42
In unserem Dorf war es genauso, wenn die Frauen ein Kind bekommen haben, da gabs eine schone Nudelsuppe, Kompot mit Kreppel. Das war wurklich ein Wolgadeutsches Essen.

Lust
24.03.2010, 06:57
У нас точно также праздновали Свадьбы в селе. Раньше ребята дружки- на наряженных лошадях в цветах и лентах собирали столы и скамейки, а девчата с наряжёнными корзинками в цветах ходили по селу и собирали посуду. Когда была свадьба в селе было очень весело и интересно и празднично.

Ирина Гэндэ
25.03.2010, 07:50
У нас и сейчас женщинам полсе рождения ребёнка приносят еду. Это конешно не суп и не кисель, но процедура всё равно сохранилась. Это такой обычай, который, я думаю, всегда будет актуален.

Б А
04.04.2010, 15:36
У нас на OSTERN бабушка ночью, чтобы никто не видел, делала гнёздышко из шапки и клала туда крашенные яйца. Гнёздышко ставили под кровать. Это была большая радость и воспринималось как чудо. Потом я своим детям так же оформляла подарочки на этот великий праздник. И они верили, что приходил зайчик и поздравил их. Вечером не хотели ложится спать, ждали, чтобы увидеть, как это происходит, но потом засыпали.СЕГОДНЯ КАК В ДЕТСТВЕ РАНО УТРОМ НА САЙТЕ ДЛЯ МЕНЯ БЫЛО ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ОЧЕНЬ ХОРОШИМИ ПОЖЕЛАНИЯМИ,
Большое, большое, большое спасибо НИКОЛАЮ. Желаю ему и всей его семье счастья здоровья.
Всем, всем, всем желаю всего самого хорошего.

Viktor
04.04.2010, 19:20
Und gepickt wurde an Ostern auch, gell?

Nina Milli
18.01.2011, 08:54
Unbedinkt!:-D

Moor Шапавама
19.01.2011, 07:56
was bedeutet "und gepickt wurde an Ostern" ?

Nina Milli
19.01.2011, 08:35
русские говорят: кокаться, :-D т.е. двое осторожно "бьются" яйцами и тот, у которого яйцо осталось целым, забирает разбитое яйцо соперника. Когда яиц набирается много, все *бегут к маме победителя, она делает какой - нибудь салат, и *все дружно и весело "набрасываются" на него.:-D

Аlexander
19.01.2011, 08:49
А мы ещё по полу катили яички и это называли "Eier schubele". Ну и тоже, тот, у кого яйцо осталось целым, забирал себе разбитое у партнёра. Считалось, что сварённое особо крутым яйцо, всегда останется целым, но на практике это не всегда подтверждалось.:-D

гульден тумэу
06.02.2011, 15:32
Никогда не забуду как мама моей подругим Гаузер Люси готовила замечательные ролль-кухен, мы любим готовить и немецкие штрудели, а еще они готовили картофельные клецки чтоли варенная и сырая тертая картошка, а внутри мясо и заправляли его молочным соусом.

шлей
13.10.2011, 04:22
Свадебные традиции поволжских немцев на Алтае. * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *В небольшой сибирьской деревне на Алтая, которая называлась Марьяновка и которой уже давно нет на карте, *проживали не только поволжские немцы, но и местные немцы, которые поселились здесь в начале прошлого века. Они прибыли сюда из ценьтральной России *на неизведанные земли (целену) в поисках лутшей жизни. *Основали деревню, которую назвали Марьяновкой. Поволжские немцы или немцы с Поволжья прибыли сюда осенью 1941 года так как *были выселены с родных мест *в связи с началом ВОВ. Несмотря на это люди жили очень дружно и не делились на тех и этих. *Свадебные торжества проходили по такому сценарию: *С подачи *влюбленных молодых и начинался путь к свадьбе и визит сватов к девушке.Сватовство проходило строго по пятницам, поздным вечером, тайком от посторонних глаз, никто не должен был *об этом знать

шлей
13.10.2011, 04:23
Сваты усаживались за накрытый стол, после чего начинался разговор, сначала *на общие темы, а затем *потихоньку разговор переходил на основную тему, *типа: "Мы слышали у вас имеется залежалый товар", на что отвечали: *" Товар у нас хороший, покупателя хорошего нет" и тому подобные поговорки. Когда сваты и родители девушки приходили к общему согласию из соседней комнаты выходила девушка у которой спрашивали согласна ли она выйти замуж за конкретного парня . После сватовства, девушку, если она работала, освобождали от работы, *ровно на три недели для приведения в порядок своего *приданного.

шлей
13.10.2011, 04:23
Перед свадьбой сват с двумя девушками
"Hochzeitslader“ обходили всю деревню приглашая каждую семью, проживающую в этой деревне на свадьбу. Приглашающий имел при себе посох на которого каждый из приглашенных привязывал носовой платок или ленту. Выглядел этот посох очень красочно. ( Следует отметить, что *этот *посох, *сват, он же руководитель свадьбы не выпускал *из рук даже тогда когда он садился за свадебный стол или же танцевал) Девушки несли с собой разукрашенную корзину в которую собирали посуду с о всей деревни.

шлей
13.10.2011, 04:26
За два дня до свадьбы в доме жениха, где праздновалась свадьба, шла подготовка к ней. (резали скот, пекли хлеб, готовилась еда и т.д). В подготовке *свадьбы активное участие принимали *родные, близкие, соседи, друзья. Вечером организовывалась предсвадебная «танцевальная *вечеринка», которая почему то назывались "Polerabend" (возможно я неправильно запомнила название". В этой *вечеринке участие принимала *вся молодежь деревни.

шлей
13.10.2011, 04:27
В день свадьбы, *до обеда, жених *направлялся за невестой в ее родительский дом в *сопровождении дружков, подружек невести и других доверенных лиц .Перед выходом невести из родительского дома читались молитвы, проводилось венчание молодых (сожалению церкви не было). Невеста получала благославления родителей. Затем она прощалась с родными. Благодарила родителей за то, что они ее вырастили, воспитали . Говорила *им, что я ухожу от вас, *я уже не ваша и т. д. Это был очень трогательный момент, доводивший невесту и окружающих ее людей до слез. Затем свадебная процессия направлялась к дому жениха, где игралась свадьба. Впереди шел сват с посохом, за ним – музыкант, невеста с подружками, позади неё – жених дружками, гости, родители. Под веселую немецкую *музыку гости весело плясали перед свадебной процессией.

шлей
13.10.2011, 04:29
Обычно перед дверьми при выходе невесты из родительского дома или же на дороге по пути следования, в большенстве случаев, детьми натягивалась веревка преграждая *молодым путь, требуя за нее "выкуп". Обычно откупались конфетами. *На голову невесты одевали большой венок, «Brautkranz», * *покрытый исскуственными цветами, сделанными *из цветной бумаги, между ними находились шарики, сделанные из воска. На венке закреплялись разноцветные ленты. ( позже фата). На груди прикреплялись цветы. *( Следует отметить, что не каждой невесте полагался венок на голову. Перед свадьбой у невесты спрашивали достойна ли она ношения венка, что означало была ли она непорочной девушкой. Таким девушкам свадьбы не игрались, а проводились так называемые свадебные вечера с малым количеством приглашенных). ("Вrautkranz"Свадебный *венок после свадьбы укладывался в специально сделанную рамку и хранился всю жизнь.

шлей
13.10.2011, 04:30
Подружкам (свидетели) невесты тоже надевали венки на голову, *только надевали их задом наперед. У дружков (свидетели) со стороны жениха на груди прикреплялся цветок с ленточкой. За свадебный стол молодых сажали отдельно от гостей. Они при госятх не ели и тем более не пили. Для принятии пищи их отводили в другую комнату. Молодежь тоже сажали за отдельный стол, алькогольные напитки им не давались. *За время свадьбы невеста должна была протанцевать с каждым из присутствующим на свадьбе мужчиной, а жених с каждой из присутствующих женщин. Это был знак уважения к гостям. Свадьбы обычно играли в небольших комнатах. Поэтому на всех желающих танцевать не хватало места. Приходилось танцевать по очереди, как тогда называли компаниями. Для этого музыканты играли "ТУШ" и приглашали на танец.

шлей
13.10.2011, 04:31
Дарение подарков молодым тоже проходил по такому же сценарию. Гости по очереди подходили к ним и ложили подарки. Обычно это была посуда и текстильный материал (отрезы). В 12 часов ночи крестная невесты снимала с нее венок и одевала на голову платок. Гости становились в круг и *исполняли песню в которой были такие слова " сними свадебные туфли, сними платье и т.д. ты теперь хозяйка дома". Молодые уходили. После этого начиналось общее веселье не похожее на то, что было днем. На другой день после свадьбы молодая должна была встать раньше всех и убраться до прихода гостей. Затем опять готовилась еда. Второй день свадьбы больше походил на карнавал с переодеваниями. Проходил этот день шумно и очень весело. Так весело, как только может веселиться наш народ

шлей
14.10.2011, 00:57
Этих *свадебных традиций о которых я писала *жители села Марьяновка Славгородского района Алтайского края *(ныне Немецкий национальный район) придерживались до середины *60-х годов прошлого столетия. Затем свадебные *традиции стали изменяться. Население деревни было немецкое, *не считая трех семей, состоящих из смешанных браков.